Loading
info@fclex.com +38 044 238 64 20
Публикации

Публикации

Наша команда FCLEX проводит активную работу по нормотворческой деятельности с применением научно-практического потенциала специалистов в различных отраслях права.

Законодательные инициативы по созданию силового органа в сфере охраны экономической безопасности государства

Законодательные инициативы по созданию силового органа в сфере охраны экономической безопасности государства

Начиная с 1995 года антикоррупционная сеть Transparency International публикует рейтинг стран в контексте Индекса восприятия коррупции, который является самым известным показателем коррупции во всем мире. В 2017 году Украина заняла 130 место среди 180 стран, тем самым улучшив свой предыдущий результат на один балл.

По мнению исследователей Transparency International, такой индекс в Украине объясняется недостатком политической воли и низким уровнем доверия населения к деятельности правовой системы в целом. По установленным правилам, данная организация рекомендует нашему государству, среди прочего, лишить правоохранительные органы права вмешиваться в экономическую деятельность субъектов хозяйственной деятельности. Интерпретируя данную рекомендацию, существует необходимость изменить законодательство о Национальной полиции Украины, Службе безопасности Украины, лишив их права расследовать экономические преступления, вместо этого создать Службу финансовых расследований (https://ti-ukraine.org/research/indeks-koruptsiyi-cpi-2017/ ).

В настоящее время в Верховном Совете Украины зарегистрированы три законопроекта, цель которых выполнения вышеуказанной рекомендации международной организации Transparency International.

Среди них, больше всего внимания привлек к себе проект Закона Украины «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины», который 05.04.2018 Президентом Украины определен как неотложный (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1? pf3511 = 63676). Данным документом планируется создать на территории Украины новый государственный орган - Национальное бюро финансовой безопасности Украины (НБФБ), который будет уполномочен бороться с преступностью в сфере экономики. Этим актом нормотворчества предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, Закон Украины «О судебной экспертизе», Регламент Верховного Совета Украины и т.д., в общем до 33 нормативно-правовых актов, действующих на территории Украины.

Основными задачами созданного органа, авторский коллектив выделяет сбор информации в сфере публичных финансов, оценка действующего законодательства о наличии предпосылок преступной деятельности в сфере публичных финансов, разработка рекомендаций по внесению изменений в законодательство, составление аналитических выводов и рекомендаций для государственных органов с целью регулирования отношений в сфере публичных финансов, борьба с преступностью в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах.
Анализируя задачи НБФБ, возникает потребность в законодательном определении понятия «публичные финансы». Что именно подразумевает авторский коллектив под термином «публичные финансы», которое не предусмотрено ни данным законопроектом, ни любым другим законом? Законодательное закрепление определение «публичные финансы» имеет важное значение для понимания сферы деятельности новой государственной структуры, которая фактически будет дублировать полномочия Национальной полиции, налоговой милиции и службы безопасности, а не лишать их права расследовать экономические преступления, как указано в рекомендациях международной организации. Сейчас определение данного понятия можно получить только из специализированной научной литературы, что фактически носит ознакомительный характер.

В сравнения, проект Закона Украины «О правовых основах организации и деятельности Финансовой полиции» (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=63782), который был зарегистрированным на 16 дней раньше предыдущего, в заключительных и переходных положениях предлагает предупредить о предстоящем увольнении всех работников налоговой милиции, в связи с ликвидацией органа, а работников подразделений противодействия преступности в сфере экономики МВД Украины и работников подразделений контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Службы безопасности Украины – в связи с сокращением штата, что в свою очередь, даст возможность не повторять полномочия вышеупомянутых структур, а создать новый контролирующий орган.

В частности, альтернативный третий проект Закона Украины «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины» (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=63691), предусматривает, аналогичные сокращения штатов и ликвидацию налоговой милиции. Кроме того, этот проект содержит ноу-хау среди трех предложенных, поскольку предлагает норму, которой не допускается прием на службу в НБФБ лиц, которые после 2010 года были следователями или оперуполномоченными в подразделениях по противодействию экономическим преступлениям, а также работали в прокуратуре, независимо от длительности. Вероятно, это создаст предпосылки привлечь новых специалистов без предварительно полученного опыта в полиции или прокуратуре, однако почему-то, по мнению инициаторов закона, работники налоговой милиция и службы безопасности таким опытом не обладают.

Наша страна нуждается в принятии качественного и сбалансированного документа, которым будет создано подразделение с целью предупреждения и борьбы с экономическими преступлениями, а не еще один государственный орган в дополнение к существующим. Важно отметить, что это должен быть совершенно новый элемент властной структуры, который действительно сможет способствовать урегулированию отношений в сфере экономики и содействовать бизнесу действовать в правом поле, а не искать способы, как его обойти.

Партнер, к.ю.н.
Шакирова Анастасия